Специалисты в разных странах мира отмечают благотворное влияние на
местную экономику специальных причалов для частных яхт и катеров.
Появление современных марин везде сопровождается увеличением
туристического потока, оживлением бизнеса и увеличением количества
рабочих мест. Потому что маринами пользуются не только владельцы яхт, но
и обычные отдыхающие, которые арендуют прогулочные суда для разных
целей: рыбалки, дайвинга, путешествий по интересным морским маршрутам
или просто для отдыха.
Всё чаще и чаще яхты арендуют для корпоративных мероприятий или
для поощрения отдельных сотрудников разные корпорации. Максимально
сильное влияние на экономику оказывают марины Средиземного моря и
Карибского бассейна, поскольку именно эти регионы больше всего любят
туристы. И сами марины, и индивидуальные причалы, а также жильё вблизи
них - хорошие объекты для инвестиций.
К примеру, в Монако во время морских соревнований стоимость
швартовки большой яхты в течение пяти дней может достигать 100 000 евро,
это без аренды жилья и оказания других услуг. Разумеется, цены далеко
не везде такие заоблачные, тем не менее интерес к яхтам растёт
повсеместно, соответственно растёт и спрос на стоянки и на жильё.
Кризис, как отмечают аналитики BNP Paribas, воздействовал на
яхт-индустрию двояко. С одной стороны, доходы компаний-производителей
прогулочных судов, а также компаний, которые обслуживают марины, в целом
упали. С другой стороны, падение цен на подержанные яхты в среднем на
30% сделало небольшие прогулочные суда гораздо более доступными для
среднего класса.
Многие марины также понизили расценки на обслуживание, что тоже
пришлось по вкусу яхтсменам-представителям среднего класса. Что касается
сегмента больших яхт (более 60 метров в длину), то здесь вообще
никакого кризиса не наблюдается. Дело в том, что во всём мире неуклонно
растёт количество богачей. Сегодня, как пишет Yachts International
Magazine, 82 000 человек относятся к очень состоятельным людям (очень
богатым в данном случае считается человек, имеющий в свободном
распоряжении активов на сумму как минимум 50 млн евро).
О размахе яхт-индустрии свидетельствуют факты. К примеру, в США, по
данным местной Национальной ассоциации строителей марин (NMMA), её
годовой оборот составляет 122 млрд долларов, в ней занято свыше 338 000
человек. Любопытно, что возведением и развитием марин увлеклись в
последние годы не только такие крупные государства, как, допустим,
Австралия, Канада и Бразилия, но и небольшие, например страны Карибского
бассейна и Словения.
Так, на Кубе вблизи города Матанас, 140 км к востоку от столицы
страны Гаваны, возводится крупнейшая в регионе марина, где будет более
тысячи индивидуальных яхтенных причалов. А на английских Виргинских
островах одновременно возводится несколько марин общей вместимостью
более 500 индивидуальных причалов.
Рядом с маринами вырастают современные красавцы -
гостинично-жилые комплексы. Спрос - огромный, и продавцы с отпускными
ценами не скромничают: двух-трёхкомнатные квартиры стоят там 2 - 7 млн
долларов США, плюс ежегодное обслуживание примерно 18 000 долларов.
Особенность квартир заключается в том, что к каждой прикреплён свой
индивидуальный причал.
Словения, у которой очень ограниченный выход к Адриатическому
морю, - всего 45 км, решила использовать этот маленький участок, как
говорится, по полной. Марины растут здесь как грибы, в общей сложности
Словения может принять одновременно свыше 1 500 яхт. И желающих хоть
отбавляй - марины Словении облюбовали австрийцы, немцы, итальянцы и
венгры.
Старые яхтенные центры в условиях усиливающейся конкуренции не
хотят отставать и стремятся всячески привлечь уплывающих в новые бухты
яхтсменов и путешественников. Так, испанский парламент этим летом принял
на рассмотрение законопроект, предусматривающий отмену регистрационного
сбора (около 14% от полной стоимости судна) для яхт длиной от 15 метров
и более, осуществляющих чартерные перевозки.
Принятие этого закона, а также некоторых других налоговых
послаблений, ожидается следующим летом. Аналитики уже подсчитали, что
налоговые перемены позволят создать в Испании дополнительно 51 000 новых
рабочих мест и дадут ежегодную прибавку к бюджету как минимум 270 млн
евро.
По версии компании The Richest, лучшие в мире марины -
итальянские, испанские и французские. Они же и самые дорогие. Так, в
итальянской марине Marina Grande (остров Капри) стоянка для яхт длиной
60 метров и более стоит 2 600 евро в сутки, в ещё одной итальянской
марине Marina di Porto Cervo (остров Сардиния) - 2 770 евро/сутки, а во
французской марине Port de Saint Tropez (город Сен-Тропе) - 1 360
евро/сутки. Недвижимость в этих яхт-гаванях тоже недешёвая. В Marina
Grande на Капри квартиры, 70 - 170 кв. метров, стоят 1,3 - 2,2 млн евро,
в марине Port de Saint Tropez апартаменты, 65 - 170 кв. метров,
выставляются по цене 850 000 - 3 млн евро.
Удастся ли в дальнейшем лидерам удержать свои позиции, сказать сложно,
ведь им в спину буквально дышат такие новички яхт-индустрии, как
Хорватия, Болгария и Турция. В Хорватии уже есть марина (ACI Marina
Split, город Сплит), которая, по версии The Richest, входит в десятку
лучших в мире, но по цене она всё ещё заметно уступает лидерам:
стоимость услуг там примерно в два - полтора раза ниже, чем в Италии или
Франции. Новую квартиру, 70 - 90 кв. метров, вблизи ACI Marina Split
можно приобрести за 200 000 - 300 000 евро.
Турция пока не представлена в списке лучших, тем не менее
яхтсмены выбирают эту страну всё чаще и чаще. Турция выигрывает у многих
стран не только природными красотами и безукоризненной экологией, но и
относительно низкими ценами. Современные турецкие марины ничем не
уступают лучшим мировым образцам.
К примеру, в крупнейшей турецкой марине Didim Marina (крайний
юго-запад страны), которая открылась в 2009 году, могут причаливать яхты
длиной 8 - 50 метров. Есть сухие доки для ремонта и длительной стоянки.
К услугам отдыхающих рестораны, бассейн, спорт-центр и прокат
автомобилей. Недавно эта марина получила "голубой флаг" и знак "пять
золотых якорей" от английской Ассоциации яхтенных гаваней, что является
признанием самого высокого качества услуг и безукоризненной
экологической чистоты. А вот цены вполне доступные. В жилых комплексах с
детскими и взрослыми бассейнами, спортзалами и круглосуточной охраной,
вблизи марины, квартиры, 60 - 85 кв. метров, стоят 40 000 - 80 000 евро.
Автор: Олег Щелов, 21.10.2013. Источник http://www.1-property.ru
|