Одной из значительных составляющих риелторской услуги является подбор
подходящей квартиры, комнаты или дома. При этом ни для кого не секрет,
что "под прилавком" у риэлторов квартиры не лежат. Это было бы просто
бессмысленно для продавца: ведь чем больше народу знает о продаже
квартиры, тем быстрее найдется покупатель. Поэтому практически все
продающиеся объекты недвижимости рекламируются в открытых источниках.
Логично предположить, что найти подходящий вариант можно и
самостоятельно. Понять в данном случае важно главное: какие риски могут
подстерегать покупателя.
Источники информации
Все источники информации, в которых имеет смысл искать и есть шанс найти квартиру, можно разделить на несколько групп.
Адреса БТИ в Москве и Подмосковье
Первая – специализированные печатные издания, где продавцы и
представители продавцов риелторы систематически размещают объявления о
своих объектах. Самые популярные из них – "Из рук в руки" и
"Недвижимость и цены". В силу своей популярности эти издания собирают
стабильно большое количество предложений. Поэтому, просмотрев один из
номеров, можно получить общее и довольно точное представление о рынке
предложения в данный момент, в первую очередь – сориентироваться в
ценах.
Однако выбрать подходящий вариант будет не очень просто. Во-первых,
не все продавцы и риэлторы готовы оплачивать не самую дешевую рекламу в
печатных изданиях (процедура же "бесплатной" подачи объявлений,
например, в "Из рук в руки", достаточно сложна). Во-вторых, сам
технологический цикл верстки и печати бумажной версии занимает немало
времени, в течение которого объявление может устареть. Еще один
недостаток печатной "базы данных" - необходимость постоянно тратить
время и деньги на покупку новых номеров, без малейшей гарантии увидеть
там что-то новое, да и искать среди десятков листов мелким почерком –
удовольствие на любителя. Поэтому отмечать понравившиеся квартиры ручкой
на журнальных страницах стоит тем, у кого по тем или иным причинам нет
доступа в интернет.
Ведомства Москвы, курирующие сферу недвижимости
Вторая группа источников информации для покупателя –
специализированные базы данных (к ним же можно отнести и интернет-версии
некоторых печатных изданий). Главный критерий, по которому стоит
выбирать базу данных – ее полнота. Многие порталы, по сути, являются
интернет-изданиями, где основной упор делается на публикации по вопросам
недвижимости, а не на базу предложений.
Конечно, вряд ли найдется портал, где будут представлены абсолютно
все продающиеся в данный момент квартиры. Тем не менее, просмотреть 10%
существующего на рынке предложения или 80% - разница существенная. Из
тех, кто делает акцент на большой объем предложения, можно назвать
порталы Winner, Mail.ru-Недвижимость, МИР КВАРТИР, ГдеЭтотДом а также
интернет-версии "Из рук в руки" и "Недвижимость и цены".
"Горячие линии" по недвижимости в Москве
Winner – самая известная в риэлторской среде база. Поэтому
профессионалы предпочитают рекламировать свои объекты именно там. Более
того, можно с уверенностью сказать, что там сосредоточены почти все
предложения агентств недвижимости. Однако, продавцы, которые рекламируют
свои квартиры самостоятельно, как правило, не знают о возможности
разместить свое объявление в этой базе. Поэтому объявлений от "прямых"
продавцов там мало. Эти предложения можно найти на других порталах, в
большей степени - в электронных версиях печатных изданий. Что же
касается порталов МИР КВАРТИР, ГдеЭтотДом и Mail.ru-Недвижимость, то они
объединяют и предложения Winner, и предложения "Из рук в руки".
Федеральные ведомства, курирующие сферу недвижимости
Третья группа – доски бесплатных объявлений в Интернете и форумы.
Поиск по ним – кропотливое, длительное и далеко не всегда результативное
занятие. Единственный плюс – там можно отыскать те немногие объявления,
которые не рекламируются в "общепринятых" источниках. К тому же, они,
скорее всего, будут непосредственно от продавца. Так что, если все
предложения в базах уже "выучены наизусть", а квартира мечты все не
найдена – стоит поискать "самородок" таким образом. При этом, учитывая
многообразие таких "досок объявлений", нужно предельно четко
формулировать запрос. Например, искать "однокомнатную квартиру на
такой-то улице" или "в кирпичном доме на втором этаже". Тогда возрастает
вероятность попасть на действительно нужное объявление.
Плата за контакт
В большинстве случаев для покупателей доступ к контактной информации в
объявлениях бесплатен. Из наиболее популярных исключение составляет,
пожалуй, Winner. Там можно бесплатно посмотреть все объявлениях, но
информация в объявления будет представлена не вся (в том числе не будет
показан телефон продавца). За получение доступа к информации нужно
заплатить. Это может быть абонентская плата - около 3 тысяч рублей в
месяц, или оплата за открытие информации на короткое время. Первым
вариантом пользуются преимущественно риелторы, которые постоянно
работают в этой базой, второй более целесообразен для частных
покупателей.
Доступ к информации на сайтах печатных изданий "Из рук в руки" и
"Недвижимость и цены", а также на порталах МИР КВАРТИР, Mail.ru, Где
этот дом, Рамблер-Недвижимость, электронных досках Slando, Avito и
многих других ресурсах осуществляется бесплатно. Однако, на ресурсах,
которые объединяют в себе несколько источников, включая Winner, доступ
именно к этим объявлениям также будет платным. Так, на сайтах Mail.ru –
Недвижимость и МИР КВАРТИР доступ к контактам в объявлениях, поступивших
из базы Winner, обойдется в 150 рублей за 2 часа.
Риски
Поскольку плата за доступ к объявлениям о продаже жилья не так уж и
велика, а порой и вовсе отсутствует, покупатель при самостоятельном
подборе вариантов рискует, в основном, временем. В России нет
профессиональных баз данных, где бы, как в западных странах, автор
объявления нес ответственность за достоверность информации. Поэтому
многое или даже все, что указано в рекламе объекта, может оказаться
весьма далеким от истины.
Это касается и цены квартиры, и метража, и состояния, и даже этажа
или местоположения дома. Кто-то делает это сознательно, желая "затащить"
потенциального покупателя на просмотр, кто-то искренне заблуждается
(тот же "ремонт" - понятие крайне субъективное). Поэтому верить
информации в объявлении нельзя никогда.
Самое ценное в любом объявлении – телефон, с помощью которого
покупатель начинает выяснять реальное предложение. В ряде случаев цена
оказывается выше, чем обещано, и объект автоматически выпадает из списка
перспективных. Нередко на том конце трубки можно услышать, что квартира
продана (иногда она и вправду продана, но чаще это "пустышки"
риэлторов, которые ищут таким образом "бесхозных" покупателей, дабы
предложить им свои услуги). А бывает, что к этому самому телефону
хронически никто не подходит.
Впрочем, если заранее быть готовым к тому, что на телефонное общение
придется потратить немало времени, и в итоге список подходящих вариантов
многократно уменьшится, - ничего страшного в этом нет.
Программа действий
Итак, чтобы самостоятельно подобрать подходящий вариант из всего многообразия предложений, стоит действовать следующим образом.
- Зайти на любой портал (или купить издание), где представлено
большое количество объявлений, и "в первом приближении" оценить
предложение на рынке. Это позволит оценить собственные возможности и
соотнести их с тем, что в данный момент предлагается. Нередко после
такой первичной оценки покупателю приходится корректировать свои
требования к объекту недвижимости.
- Зайти в базу с максимальным количеством предложений, отфильтровать
подходящие и получить доступ к контактной информации (если это платная
база).
- Обзвонить выбранные объявления, выяснить реальные параметры
предлагаемых квартир, посмотреть наиболее привлекательные из них.
Отбросить или принять к рассмотрению так называемые "альтернативы", то
есть квартиры, которые могут быть проданы хозяином только с
одновременной покупкой другой квартиры, в которую и переедет нынешний
собственник.
- На основании полученной таким образом реальной картины предложения
еще раз оценить и скорректировать свои возможности и пожелания
относительно приобретаемой квартиры.
- Четко и подробно сформулировать окончательный запрос и еще раз
отсортировать предложения в базе, а также с помощью поисковиков найти
соответствующие запросу объявления продавцов на "досках" и "форумах".
- Вести дальнейший поиск (с телефонными переговорами и просмотрами) среди отсортированных таким образом объявлений.
- Не забывать, что "выбрать" квартиру еще не значит "купить". Впереди
огромный этап работы: переговорный процесс об условиях сделки, проверка
юридической чистоты объекта, участие в "альтернативе" (альтернативные
многосторонние сделки часто совершаются в один и тот же день и долго
готовятся) и многое другое. И все это проводить самостоятельно уже
гораздо более рискованно, чем просто подобрать подходящий вариант.
Директор по развитию федерального портала по недвижимости МИР КВАРТИР Виктор Щеблецов